Меню Закрыть

Стратегический консалтинг

По сути стратегия — это базовое самоопределение компании, из которого напрямую следуют цели, условия их достижения и средства, которые компания должна для этого использовать.

Стратегическое управление — это действия топ-менеджеров компании, направленные на обеспечение повышенной результативности компании над уровнем конкурентов в долгосрочном периоде.

Нужно понимать, что стратегическое управление не сводится к понятию стратегическое планирование, так как на практике, многие факторы вокруг и внутри компании слабо контролируются руководителями.

Всегда возникают препятствия или открываются дополнительные возможности для достижения стратегических целей. Реальная стратегия всегда является вынужденной последовательностью действий.

Стратегия всегда разрабатывается не только в интересах собственников бизнеса, но и с учетом интересов всех групп лиц, имеющих легитимный интерес в деятельности фирмы:

  • потребителей
  • работников и членов их семей
  • поставщиков ресурсов
  • кредиторов
  • акционеров
  • государства

Пересмотр существующей или развитие новой стратегии начинается в момент, когда наступает критическое несоответствие (или это состояние прогнозируется менеджментом), между результатами деятельности организации и ожиданиями ключевых групп (стейкхолдеров). Например, забастовка, массовые увольнения, снижение объема продаж, падение чистой прибыли и т.д.

В зависимости от причин и времени различают «проактивные» (упреждающие) и «реактивные» (запаздывающие) стратегии. Они оказывают существенное влияние на развитие организаций, принципы управления, кадровую политику и корпоративную культуру.

Алгоритм разработки стратегии:

  1. Анализ запросов «стейкхолдеров» и определение критических несоответствий.
  2. Выделение корневых компетенций компании.
  3. Анализ привлекательности рынка и соответствия корневых компетенций для устойчивой работы на выбранных сферах деятельности.
  4. Позиционирование фирмы на матрице потребителя (качество, цена) и определение стратегического типа бизнеса на матрице производителя (ключевые компетенции, удельные издержки). Возможные варианты — фирма-аутсайдер, защитник качества, защитник издержек, интегрированный анализатор, диверсифицированный анализатор, проспектор, монополист.
  5. Определение возможных траекторий стратегического развития компании.
  6. Анализ каждой из траекторий и наличия ресурсов для их реализации. Утверждение выбранных направлений.
  7. Разработка функциональных стратегий, конкурентных тактик, бюджетов и систем оценок.
  8. Контроль исполнения. Мониторинг операционной деятельности и степени удовлетворенности ключевых стейкхолдеров.

Важным, наиболее востребованным и эффективным инструментом в области стратегического управления являются стратегические сессии.

Стратегические сессии проводятся в составе группы тор-менеджеров компании, как правило в течении 2-3 дней. Основными этапами работы на стратегической сессии являются:

  1. Анализ текущего состояния бизнеса (внутренняя и внешняя среда, SWOT, ретроспектива)
  2. Описание видения (желаемое и естественное будущее, оценка разрыва)
  3. Определение проблем
  4. Решения (стратегические направления, цели)
  5. План действий

Стратегическая сессия — групповая работа под управление модератора, фасилитатора, итогом которой является создание общего видения развития бизнеса и разработка согласованного плана действий для достижения заявленных целей компании.